Двигательные возможности человека принято
называть физическими качествами. Сила, быстрота, выносливость, ловкость,
гибкость – все эти физические качества проявляются в движениях, и
характер их проявления зависит от структуры движений. Например, удары
могут выполняться с установкой на силу (длинный – сильный удар) и с
установкой на скорость (короткий – быстрый удар).
Однако установка на «сильный» удар, как
правило, приводит к толчковому эффекту, а установка на быстрый удар – к
нокауту (если удар был точен).
Воспитание физических качеств в тхэквондо
осуществляется во всех формах занятий. В качестве средств воспитания
необходимых физических качеств, прежде всего, необходимо выделить
упражнения, связанные непосредственно с тхэквондо (учебные,
учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные бои).
Однако в связи с тем что реализация техники и
тактики тхэквондо в ходе тренировочной встречи не зависит от желания
самого спортсмена, а обусловлена трудно предсказуемым возникновением
«пусковых» ситуаций в тренировочном процессе, трудно запланировать число
необходимых повторений приема. В то же время может оказаться
необходимым повторение определенных приемов, требующих повышения
какого-либо чисто физического качества.
В этих случаях целесообразно применять близкие к
движениям бойца упражнения, имитирующие атакующие и защитные действия
без снарядов и с использованием различных снарядов.
Следует обозначить два направления в развитии
физических качеств: общую физическую подготовку и специальную физическую
подготовку.
Практически во всех видах спорта с приближением
хода подготовки к основным соревнованиям значительную часть времени
отводят упражнениям, специфическим для данного вида, однако в процессе
многолетней подготовки и особенно на этапе начальной подготовки
приоритет отдается общефизическим упражнениям, обеспечивающим
формирование основных групп мышц, и реализацию таких естественных для
человека движений, как бег, прыжки, гимнастика, плавание, игры.
Но в то же время следует помнить, что в
условиях ранней специализации, когда в спортивные секции приходят дети
со слабым произвольным вниманием, доминирование упражнений, далеких от
смысловой деятельности избранного вида спорта, побуждает детей уходить
из такой секции.
Пока что в спортивных единоборствах программ, в
которых учитывался бы факт ранней специализации и, соответственно,
обосновывались бы содержание и методология подготовки детей, нет.
Каждому тренеру придется использовать свои знания и интуицию педагога на
уровне первооткрывателя.
Необходимо также внести ясность в понятия о физических качествах.
Исторически сложилось так, что к физическим
качествам, кроме силы, быстроты и выносливости, относят гибкость и
ловкость. Это неверно, поскольку гибкость следует относить к
анатомическому качеству, обеспечивающему подвижность в суставах
позвоночника (непосредственно гибкость) и растянутость в суставах
конечностей (табл. 9.2.1).
Ловкость намного более многомерна, чем блок
чисто физических качеств, и состоит из ряда таких составляющих, как
точность движений по меткости, устойчивость, согласованность движений,
которая обеспечивает координированность, и т. д. (табл. 9.2.1).
В связи с вышеизложенным целесообразно рассматривать функциональную подготовку как триединый процесс развития:
● энергетических способностей;
● физических способностей, обеспечивающих динамические функции;
● сенсомоторных способностей, обеспечивающих управленческую функцию;
● психомоторных способностей,
обеспечивающих надежность управления в психострессорных ситуациях, что
так важно в боевых условиях поединков.
Выполнение энергетических и динамических
функций обеспечивается качествами, представленными в трех блоках:
морфологического, вегетативно-энергетического и чисто физического
состава (табл. 9.2.1).
Морфологические качества предопределены
генетически и тренировке практически не поддаются. Их учет необходим для
сравнения своих морфологических данных с данными противника, что
позволяет более приближенно адаптировать свои действия против него.
Соматотип предопределяет многие
функциональные качества. Так, состояние жировой прослойки относит бойца к
категории способного к скоростно-силовой борьбе или к темповой борьбе.
Весо-ростовые качества, пропорции тела и длина конечностей
оказывают влияние на состав оптимальной техники и в определенной
степени на эффективность проявления физических качеств в процессе
реализации этой техники.
Степень гибкости влияет на эффективность реализации техники как в атакующем, так и в защитном аспекте.
Энергетические качества зависят от генетически заложенных механизмов хемообмена,
обеспечивающих энергетику всей умственной и двигательной деятельности
питательными веществами и кислородом через кровь и лимфу.
Кровь доставляется по сосудистой системе
благодаря непрерывной работе сердца. При этом сосуды должны варьировать
свой тонус в зависимости от потребностей организма, а сердце должно
варьировать частоту сокращений и систолический объем, что и относится к гемодинамике, на которую обращается основное внимание при организации медицинского контроля в спорте.
Омега-потенциал является
интегральным показателем степени энергетической обеспеченности
индивидуума. Омега-потенциал до 20 милливольт характеризует слабую
энергетическую обеспеченность, но (как правило) высокую управляемость.
Омега-потенциал от 20 до 40 милливольт характеризует высокую
энергетическую обеспеченность. Омега-потенциал, выходящий за пределы 40
милливольт, характеризует сверхвысокую энергетику, зачастую приводящую к
неуправляемости индивида. Тренер, имеющий такие данные о своих
учениках, может более приспособительно работать с ними в плане обучения
технике и тактике, прогнозирования величины функциональной отдачи и в
плане воспитательной работы.
Физические (кондиционные) качества непосредственно участвуют в реализации технических действий, обеспечивая силу, скорость их проведения и длительность без снижения эффективности (выносливость).
Их учет сам по себе дает возможность тренеру
более глубоко оценивать возможности каждого воспитанника и представлять
сложную взаимосвязь всех качеств в борьбе за победу.
В научной и научно-методической литературе по
тхэквондо нет единого мнения о соотношении физического и
технико-тактического компонента на этапах спортивной подготовки
тхэквондистов.
Блок сенсомоторных качеств, обеспечивающих формирование качества ловкости,
намного более многомерен, чем блок чисто физических качеств, и состоит
из ряда таких составляющих, как точность движений по меткости,
устойчивость, согласованность движений, которая обеспечивает
координированность, и т. д. (табл. 9.2.1).
Таблица 9.2.1
Функциональные качества тхэквондиста как средство прогнозирования направленности его подготовки
Сенситивность развития чисто физических
(кондиционных) и управленческих (сенсомоторных) качеств (А. А.
Гужаловский, 1984; Б. Б. Коссов, 1989; В. И. Лях, 1990) должна
ориентировать тренеров на учет этого факта и осмотрительно подходить к
мерам нагрузки организма тем или иным видом физической деятельности.
Эффект сенситивности развития функциональных
качеств особенно усиливается неравномерностью соматического развития
детей (Г. П. Шиянов, 1998 и др.).
Практика деятельности ДЮСШ свидетельствует о
значительном отсеве детей, особенно на этапе начальной подготовки.
Связано это с попыткой тренеров быстрее добиться развития чисто
физических качеств, к чему усердно провоцируют нормативные части
программ для ДЮСШ, в которых зачастую даются устаревшие нормативы без
учета ухудшения экологической обстановки. Официально опубликованы данные
о том, что рождается здоровыми только 20% детей, а к окончанию средней
школы их становится только 7%. По всей видимости, к такому уменьшению
числа здоровых детей прикладывают руку и тренеры, стремящиеся родить
чемпионов или добиться выполнения от больных детей официальных
нормативов.
Следует иметь в виду, что частично нездоровые
дети за счет щадящих режимов нагрузки получают стимул к усиленному
питанию. В вою очередь, при правильно организованном питании многие из
них могут к совершеннолетию стать здоровыми. Тренер, учитывающий этот
фактор, может сохранить большое число занимающихся, что, в свою очередь,
обеспечит его перспективных бойцов большим числом спарринг-партнеров.
Польза от этого будет обоюдная.
Вопрос об организации щадящих режимов
физической подготовки особенно важен при прогрессирующей ранней
специализации в спорте и невозможности на данном этапе в средней
образовательной школе обеспечить формирование основных двигательных
умений, тем более что там стремятся к демонстрации чисто физических
показателей без элемента деятельностного характера, что особенно
увлекает детей.
Учитывая вышеизложенное, следует определиться в
том, что на этапе начальной подготовки для детей в возрасте 10 лет
целесообразно, кроме изучения базовой техники тхэквондо, предусмотреть
не столько мероприятия по развитию физических качеств, сколько формирование общедвигательных умений, перенеся вопрос о развитии чисто физических (кондиционных) качеств на учебно-тренировочный этап. |