Понедельник, 29.04.2024, 22:38
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ТХЭКВОНДО

Основы многолетней психологической подготовки в тхэквондо
   Под психологической подготовкой спортсмена тренеры, как правило, подразумевают воспитание в нем способности противостоять таким чувствам, как страх перед противником, неуверенность в победе (фрустрация) и, наоборот, необоснованная уверенность в себе, приводящая к несерьезной технической и физической подготовке.
   Однако вышеупомянутые качества являются только частью большой социокультурной, педагогической и спортивной проблемы.
   Психология как наука существует давно, но до сих пор имеют место споры о том, что она изучает, в отличие от физиологии. Если это наука о душе (в дословном переводе), то что такое душа? Часто, говоря об интеллекте, автоматически относят его к психологической категории. Однако интеллект является высшей формой адаптации к окружающей среде и орудием для оптимальной реализации потребностей и побуждений, что относится к сфере физиологии.
   В значительной степени для снятия этих споров используется термин психофизиология (Е. К. Аганянц, Г. Б. Горская, 2003).
   Однако для объединения этих двух понятий необходимо вначале представить себе весь комплекс наук, входящих в состав биологического цикла (схема 12.1), и попытаться более четко разграничить области изучаемых ими объектов.

   Схема 12.1

   Без возможности объективно интерпретировать химические реакции и их влияние на формирование сложных макромолекул, которые изучает биохимия, не может быть четкого понимания таких явлений, как наследственное приобретение поведения и т. п. К такому пониманию могут привести только глубокие знания квантовой физики, физики элементарных частиц, о связи с которыми биохимики мечтают.
   Биохимический компонент является субстратом (основой) костной, мышечной и др. масс (тела) любых живых организмов, строение которых изучает анатомия.
   Изучением функций различных внутренних органов тела занимается физиология. В том числе ее интересуют функции приема внешней и внутренней информации, ее переработки и управления произвольными движениями, обеспечивающими адаптацию субъекта.
   Таким образом, физиология, казалось бы, берет на себя рассмотрение всех вопросов приспособления живого организма к изменениям окружающей среды в широком смысле этого слова (колебания температуры, водного режима, питания, защиты от хищников и др.).
   В процессе обучения, которое проходят и животные, формируется оптимальная приспособляемость к борьбе за существование во всех ее сферах (добывание пищи, одежды, жилища, охрана себя и близких от агрессии животных и людей). Эти задачи решаются за счет интеллекта и сенсомоторики, непосредственно управляющей приспособительными движениями, что относится к компетенции физиологии.
   Что же остается на долю психологии?
   Как уже сообщалось в первой главе, жизнь – это расширенное воспроизводство высокомолекулярных, самоадаптирующихся соединений. Именно расширенное воспроизводство является провокатором конфликтов внутри какого-либо вида животных.
   Двуполое размножение, обеспечивающее более значимые рекомбинации при формировании потомства, обуславливает в значительной мере совершенствование адаптационных функций живых организмов. Однако процесс этот осуществляется за счет жестокой конкуренции особей, желающих воспроизвести себя. Для того чтобы иметь эту возможность, у части видов животных самец должен побороться за самку. Для этого он должен обладать незаурядными физическими и сенсомоторными качествами, обеспечивающими победу над соперником. Еще более обеспечивает выполнение задачи самовоспроизводства помощь самке в кормлении и воспитании потомства.
   В сообществе людей функция деторождения осуществляется в значительной мере за счет наличия у женщин инстинкта самовыражения, которая обеспечивает привлечение к себе большего числа претендентов и, соответственно, более качественного выбора полового партнера. Если раньше таковым становился самый сильный физически, то сейчас им зачастую становится самый материально обеспеченный, а материальное положение обеспечивается наличием интеллекта (может быть только у родителя).
   Именно сфера борьбы за положение в стае (социальную нишу), в человеческом обществе (тоже стае), отношения к этому обществу и наоборот является предметом изучения психологии. Выполнение этой задачи опирается на знание и использование данных биохимии и физиологии, а социология должна рассматривать вопросы психологии на уровне общественных взаимоотношений.
...
   Таким образом, психологию целесообразно было бы называть наукой, изучающей поведение людей и животных в социальных условиях. Все остальное – физиология, основанная на биохимии
   Это связано с проецированием особи на ближний круг родственников, на производственный коллектив, коллектив соседей и окружающую среду, в которой все они функционируют.
   Действительно, зачастую тяжело разделить физиологический и психологический компоненты адаптации организма к конкурсным законам биологии. Так, в природе насекомое может доминировать за счет воздействия на конкурентов с помощью запахов. Конечно же, это физиологический компонент.
   Для более четкого понимания различий между физиологическими и психологическими (субъективно-социальными) актами можно привести примеры:
        ● человек с ружьем идет по лесу, и на него нападает стая волков. Он вынужден стрелять, и этот акт является чисто физиологическим;
        ● этот же человек, идя по лесу, увидел семью волков с играющими волчатами. В одном случае он может их расстрелять, в другом случае – пройти с улыбкой мимо. В обоих случаях эти акты будут психологическими, поскольку они, не угрожая ему, определяют отношение человека к окружающей среде, являющейся частью общества. В конечном итоге это акт социальный.
...
   Мозг как верховный руководитель любой особи обеспечивает биологическую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды, включая полезные и вредные контакты с соплеменниками.

   В этом аспекте функционирование в сфере физической культуры и спорта наиболее выражено оттеняет отличие психологического компонента от физиологического. Так, если бегство от хищника или погоня за дичью являются категорией физиологической, то борьба за призовое место на соревнованиях является чисто психологической категорией именно потому, что здесь преобладает фактор борьбы за иерархическое положение в обществе (конечно, как составляющая биологического компонента).
   Особенности личного восприятия исходной ситуации и желаемого результата могут по-разному формировать вегетативное (энергетическое) и сенсомоторное обеспечение процесса борьбы за микросоциальный статус в данном эпизоде. Зависеть это будет от следующих факторов:
   а) от того, насколько обеспечен субъект энергетикой и насколько адаптивны его сенсомоторные структуры;
   б) каковы особенности его психодинамических свойств (физиологическая категория);
   в) как субъект психологически ориентирован на исход данной ситуации:
        ● слишком заинтересован в положительном исходе;
        ● заинтересован, но реально оценивает конкурентную ситуацию;
        ● воспринимает ситуацию как игру с альтернативным исходом;
        ● воспринимает ее как очередной шаг в процессе освоения избранного вида деятельности.
   В данном случае психология как наука имеет первостепенное значение. Путем внушения необходимости учета таких констант, как:
        ● соотношение своих сил с силами противника;
        ● соотношение имеющихся средств со средствами противника (см. гл. 6.);
        ● объективность меры притязаний по вышеприведенным факторам вместо фрустрации (пессимальное рассогласование) может сформировать в человеке толерантное восприятие действительности и на этой основе – бесперебойное функционирование всех управляющих вегетативных, сенсомоторных и интеллектуальных структур, которые при паническом страхе могут впасть в состояние шока по законам электрофизиологических эффектов (запредельное торможение в результате иррадиации возбуждения, выгорание ацетилхолинового компонента в межнейронных медитаторах КГМ при интенсивном возбуждении и т. д.).
   В человеческом обществе используются психологические методы воздействия на особь и даже на коллектив вплоть до гипноза. В данном случае используется воздействие электрического поля, излучаемого в процессе деятельности мозга (В. П. Казначеев, 1967; В. П. Казначеев, Л. П. Михайлова, 1981), без применения слов. Однако существует много методов словесного воздействия с использованием научно обоснованного подхода к деятельности мозга. В этих случаях, как правило, создаются условия, снижающие активность мозга и позволяющие вводить необходимую информацию по желанию и без желания «пациента».
   Вышеперечисленные методы психологического воздействия достаточно сложны и непосильны для любого тренера и преподавателя. Поэтому необходимо ориентироваться на педагогические аспекты воздействия на психику через интеллект.
   Психика – это высшая форма биологической адаптации, осуществляемая за счет использования работы головного мозга – верховного руководителя, работающего на своего хозяина – сому (тело).
   В значительной степени индивидуальность психики зависит от особенностей строения и функционирования биохимических структур. Их индивидуальность, в свою очередь, гипотетически может зависеть от влияния космических полей тяготения, имеющих различную частоту колебаний сверх малых частиц и влияющих на вариативность формирования зародыша новой жизни при слиянии мужской и женской гамет.
   Благодаря этим вариациям появляется существо, которое, попав в общество себе подобных, по-разному оценивает отношение к себе и по-разному формирует ответную адаптационную реакцию. Эта адаптационная реакция может соответствовать общественным устоям, а может и противоречить им.
   Спорт, помимо всех физиологически позитивных сторон, копирует условия социальных конфликтов, а правила его соревнований жестко ограничивают возможность появления асоциального поведения в процессе соревнований. Именно поэтому спорт может играть значительную позитивную роль в воспитании социального поведения.
   Группой ленинградских авторов (Ю. А. Воронин и др., 1964) поднимался вопрос об отрицательных сторонах спортивного соревнования как копии военно-коммерческого конфликта и предлагалась копия социалистического соревнования. Но трудно себе представить взаимопомощь двух тхэквондистов на даянге при борьбе за первое место, тем более что в свое время и социалистическое соревнование порой превращалось во взаимную вражду. С другой стороны, в единоборствах и в некоторых спортивных играх необходимо было бы ужесточить мероприятия в отношении бушующих при поддержке своей команды болельщиков вплоть до наказания тех спортсменов, чьи болельщики нарушают этикет. Однако разработать универсальные правила соревнований, позволяющие воспитывать спортсменов и зрителей, трудно, ибо этот вопрос содержит в себе диалектическое противоречие, которое разрешить необходимо, но надеяться на это невозможно по философскому определению.
   Поскольку физическая культура и спорт являются общественным явлением, приобщение к ним в значительной мере определяет место каждого человека в обществе и отношение к нему общества.
   В связи с этим место каждого, занимаемое в иерархической лестнице физической культуры и особенно спорта, является социально значимым. Успехи и неуспехи того или иного спортсмена предопределяют уровень его социальной ниши и, соответственно, вызывают определенные положительные или отрицательные эмоции. Ожидание того или иного спортивного результата вызывает эмоции, положительно или отрицательно влияющие на мобилизационную готовность организма к конкурентной борьбе.
   При равной степени технико-тактической обученности и при равных физических кондициях победу одержит тот, у кого устойчивей окажется психика. Психика не постоянна и зависит как от текущего физиологического состояния, так и от уровня притязаний индивида, который может различным образом влиять на вегетативные и сенсомоторные функции. Поэтому есть возможность регулировать психические состояния с помощью науки психологии.
   Обучение принципам восприятия внешних факторов социального значения и приучение к адекватным эмоциональным реакциям на изменяющуюся социальную обстановку в условиях физкультурно-спортивной деятельности является разделом психологической подготовки в спорте.
   Психологическая подготовка спортсменов имеет общую для всех основу с той лишь разницей, что в единоборствах психологические нагрузки являются избыточно стрессорными и значительно снижают эффективность адекватного реагирования на ситуацию.
   Общую для всех информацию по психологической подготовке можно почерпнуть из работ по психологии спортивной деятельности (Г. Б. Горская, 1995; Т. Т. Джамгаров, 1979; Л. А. Китаев-Смык, 1983).
   В настоящей работе будут приведены только те фрагменты по психологической подготовке, которые еще не освещались в аспекте запросов методологии единоборств.
   Поскольку психологические качества являются составной частью функциональных возможностей, следует рассмотреть их именно в этом контексте.
   Функциональные качества обеспечивают:
        ● прочность и скорость обучения в координационном аспекте;
        ● волевые проявления при обучении и тренировке;
        ● физические кондиции для реализации полученных умений;
        ● сенсомоторные коррекции в ходе ситуативной деятельности;
        ● надежность действий в психострессорных ситуациях.
   Они включают в себя физиологическую триаду, состоящую из блоков:
        ● энергетических;
        ● физических;
        ● сенсомоторных качеств, а также психологическую составляющую.
   Тренеры, интересующиеся вопросами психологической подготовки, зачастую трудно воспринимают смысл многих публикаций по причине затянувшихся споров физиологов с психологами.
   Если рассматривать психологию как науку, изучающую поведение людей и животных в социальных условиях, то тогда споры прекратятся и будет известно, что психология – наука, использующая данные биологии, физиологии и социологии.
   Как же отличить психологические проявления от физиологических?
   Примеры:
   1. Человек с ружьем идет по лесу, и на него нападают волки. Он стреляет. Это физиологическое проявление.
   2. Человек с ружьем идет по лесу и видит семью волков с играющими щенками. Он стреляет. Это психологическое проявление, свидетельствующее об его отношении к природе как части социума.
   3. Человек с ружьем идет по лесу и видит семью волков, с играющими щенками. Он не стреляет, а, улыбаясь, проходит мимо. Это тоже психологическое проявление, свидетельствующее об его уважении к жизни вообще.

   Как уже говорилось выше, под термином «психологическая подготовка» тренеры и спортсмены подразумевают воспитание способности преодолевать чувство страха и неуверенности на соревнованиях. Это действительно основная задача психологической подготовки спортсмена, но не следует забывать и о двух немаловажных разделах психологической подготовки – морально-этическом и волевом.
Категория: ТХЭКВОНДО | Добавил: uchitel (26.01.2015)
Просмотров: 596 | Теги: Удары в тхэквондо, защита в тхэквондо, стили ведения поедин, тактика в тхэквон, борьба тхэквондо, ударные единоборства, атакующие дейтствия в тхэквонд | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru