Понедельник, 29.04.2024, 23:40
Лига здоровья
             
                  Л И Г А             З Д О Р О В Ь Я
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
УЧИТЕЛЮ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
ВИДЫ СПОРТА
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Категории раздела
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА [25]
ДЗЮДО [23]
ТХЭКВОНДО [73]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » ВСЕ О БОРЬБЕ И ДАЖЕ БОЛЬШЕ » ТХЭКВОНДО

Виды психологической подготовки
   Как было сказано в предыдущем параграфе, большинство тренеров понимает под психологической подготовкой формирование у бойцов состояния, позволяющего реализовать все внутренние резервы для достижения высокого результата (победы).
   В последние десятилетия ХХ века в моду вошел психотренинг, позволяющий мобилизовать себя на достижение высокого результата, релаксационная медитация, позволяющая снять избыточное предстартовое напряжение, снижающее впоследствии функциональные возможности.
   Однако под психологической подготовкой следует понимать три составляющие, которые в конечном итоге обеспечивают становление психологических качеств, необходимых для формирования законопослушной, целеустремленной, волевой личности, способной мобилизовать все резервы для достижения победы. К ним относятся:
        ● морально-этическая;
        ● волевая;
        ● эмоциональная.
   В каждом из этих понятийных блоков имеется набор психолого-педагогических терминов, характеризующих то или иное качество в педагогическом аспекте и не измеряемых кондиционными показателями (табл. 12.2.1).

   Таблица 12.2.1
   Психолого-педагогические термины психологических свойств личности как чисто психологические категории
...
   1. Блок морально-этических качеств (каждому термину противостоит качество-антипод):
        ● честность, правдивость, порядочность;
        ● благородство, великодушие; отзывчивость, способность к сопереживанию;
        ● трудолюбие;
        ● дисциплинированность,
        ● постоянство, обязательность;
        ● вежливость;
        ● приветливость, дружелюбие;
        ● заботливость;
        ● бережливость;
        ● щедрость;
        ● коллективизм (все эти качества представляют собой социальные категории)

   2. Блок волевых качеств:
        ● упорство, непреклонность;
        ● настойчивость, целеустремленность;
        ● выдержка; терпеливость (в первооснове эти качества предопределяются наследственностью, то есть физиологией, но воспитание таких качеств превращает их в психологическую категорию)

   3. Блок эмоциональных качеств (с позиций потребностей спорта):
        ● бесстрашие, храбрость;
        ● уверенность;
        ● решительность;
        ● смелость (эти качества также воспитываются)

   * Каждому положительному качеству противостоит качество-антипод.

12.2.1. Морально-этическая подготовка как социальное воспитание личности (чисто психологическая категория)

   Что есть человек и как ему за счет знаний научиться выполнять постулаты оптимального поведения в достижении биологической и социальной задачи? Для этого необходимо каждому человеку знать свою основную биологическую задачу, объем витальных (жизненных) потребностей, механизмы удовлетворения потребностей, возможные последствия эгоистического решения личных биологических задач и единственный путь безболезненного решения проблемы – соблюдение социальных правил взаимоотношений в обществе.
   Для осуществления этой задачи каждый должен системно представлять себе объем потребностей и инстинктов, влияющих на поведение человека (схема 12.1.1).

   Схема 12.1.1

   Среди биологов и психологов есть мнение о том, что такие качества, как способность ко лжи, жадность и агрессивность, являются показателями биологической защищенности субъекта. Как же быть с социально этическими нормами поведения в обществе?
   Действительно, это вопрос философский, в нем присутствует диалектическое противоречие, которое никогда в полной мере не будет ликвидировано.
   Если субъект не борется за свои биологические интересы, то он стратегически проигрывает, не создав условия для выживания самого себя и своего потомства.
   Если он, несмотря ни на какие социальные ограничения, «шагает по головам», он мешает жить другим, менее активным, но более полезным обществу.
   В раннем детстве примитивные животные качества присущи почти каждому ребенку, потому что он еще животное, и только многолетнее воспитание сделает его человеком. Однако это в том случае, если воспитание будет правильным, социальным и соответствовать особенностям биологических инстинктов субъекта.
   Поэтому в процессе воспитания необходимо разъяснение социальной необходимости отличия биологических инстинктов человека от инстинктов животного.
   Для эффективного социального воспитания человека ему надо дать не только знания о социально-этических нормах поведения, но и приучить его выполнять их в присутствии свидетелей и без общественного контроля. Это обеспечивается системой многолетнего воспитания.
   Еще в Древней Греции существовала система физического воспитания, именуемая гимнастикой, в состав которой входили диетические, военные, этические и эстетические упражнения.
   Прежде всего необходимо, чтобы учащиеся в полном объеме представили смысл понятий:
   а) мораль – правила нравственности, а нравственность – правила определенного поведения, душевные (духовные) качества, необходимые человеку в обществе;
   б) совесть – чувство нравственности, ответственность за свое поведение перед обществом независимо от того, наблюдает ли оно его поступки;
   в) этика – одна из форм идеологии, учение о морали, принципах норм поведения в обществе;
   г) этикет – установленный порядок поведения в обществе.
   Задачей морально-этического воспитания является приучение человека к компромиссному поведению не только в своих интересах, но и в интересах окружающего его общества. Только в этом случае общество способно к выживанию.
   Даже с утилитарных позиций тренеру необходимо, помимо учебно-тренировочной работы по тхэквондо, проводить неустанную работу по воспитанию социального поведения своих воспитанников, чтобы не потерять их.
   Нельзя ограничиваться только утилитарными задачами подготовки чемпионов, которые ставятся спортивным руководством и болельщиками.
   Спорт должен быть красивым, честным, открытым (без закулисных интриг). Иначе он перестает быть средством физической культуры и превращается просто в способ добывания средств к существованию.
   В этом аспекте нелишне будет отметить тот факт, что в единоборствах наиболее зримо проявляется опасность неправильной ориентации спортивной деятельности. Так, зачастую мы можем слышать на соревнованиях по единоборствам крики болельщиков: «порви его», «пусти ему кровь», «ломай его». Думается, что поощрение и даже отсутствие отторгающей реакции со стороны судейской коллегии и организаторов соревнований (вплоть до выдворения непосредственных «болельщиков» или до наказания спортсмена, в чью пользу раздавались такие крики) приведут в конце концов к полному «озверению» общества.
   Разговоры спекулянтов от «демократии» о попрании свободы не имеют под собой основания, поскольку родившийся на свет человек является, по сути, животным с биологическими инстинктами конкурентного выживания. Задача общества в лице взрослых, в свое время также воспитанных обществом, – внушить понятия и привить навыки социального поведения в обществе с позиций постулата о том, что «солнце светит всем». Эти постулаты неспроста прописаны во всех религиях человеческого общества, какими бы ритуалами они ни отличались друг от друга. Главным постулатом на сегодняшний день, когда в средствах массовой информации муссируется вопрос о мере свободы «совести», является тезис о том, что «свобода – это осознанная необходимость». Кстати, следует заметить, что в этих же средствах массовой информации политики не устают подменять понятие «свобода вероисповедания» термином «свобода совести», что, по сути, является не только абсурдом, но чрезвычайно вредной пропагандой полного анархизма.
   Социальное общество характеризуется, прежде всего, наличием законов и традиций, согласно которым насилие и любая другая деятельность, наносящая окружающим материальный или моральный вред, являются преступными.
   Кому, как не тренеру (преподавателю), обучающему детей и юношей любимому виду деятельности, быть эффективным воспитателем? Поэтому, кроме знаний и умений в технике и тактике избранного вида спортивной деятельности, тренер (преподаватель) должен воспитывать в своих учениках высокие морально-этические качества. В противном случае он их потеряет раньше, чем получит «утилитарный» результат.
   При организации морально-этической подготовки следует ориентироваться на перечень психолого-педагогических терминов, характеризующих стороны психологических свойств личности и меру воспитанности (табл. 12.2.1).
   В задачу морально-этической подготовки входит воспитание у детей, подростков, юношей, взрослых таких нравственных качеств, как:
        ● коммуникативность в конфликтных ситуациях;
        ● дисциплинированность в общественных контактах;
        ● дисциплинированность в работе и быту;
        ● порядочность в индивидуальных контактах;
        ● экологическая нравственность;
        ● общественная активность;
        ● уважение к старшим;
        ● уважение к товарищам;
        ● уважение к более слабым;
        ● трудолюбие;
        ● благородство поступков;
        ● уважение интересов общества;
        ● честность;
        ● чувство совести (ответственности перед самим собой и обществом за свое поведение).
   Морально-этически воспитанный человек должен уметь удерживать такие разрушительные чувства, как агрессивность, жадность, безмерное самоутверждение, и уметь направлять их в безопасное для общества русло.
   Воспитание морально-этических качеств начинается с регулярных дежурств по обеспечению чистоты в спортивном зале, проходит через коллективные разборы внутренних конфликтов, через участие в коллективных работах по благоустройству территорий, через обсуждение случаев бытовых конфликтов и т. д.
   Особенно удобным местом для воспитательной работы является спортивно-оздоровительный лагерь, где учащийся непрерывно находится под надзором тренера, где коллектив воспитывает человека, а он является членом этого коллектива и сам принимает участие в процессе воспитания. Воспитывая других, воспитываешь себя.
   Следует всегда помнить о глобальных аспектах, влияющих на формирование личности, и по возможности комментировать те или иные ситуации с коллективным разбором предпочтительных действий в них.
   Следует помнить (в том числе и в своих интересах) о существовании таких социально-биологических категорий, как:
        ● уровень потребностей и уровень возможностей (необходимость и желание потреблять);
        ● уровень притязаний и уровень возможностей (желание потреблять и возможность это иметь).
   К сожалению, средства массовой информации развращающе влияют на общество, увеличивая уровень притязаний (на социальную нишу, на владение жизненными благами), не заботясь о развитии способностей к достижению высокого уровня созидательных возможностей. Ругают фильмы эпохи социализма, в которых славился труд. А чем хороши (в воспитательном отношении) фильмы, показывающие пользование роскошью без анализа средств ее достижения? Ведь таким образом воспитывается племя Иванушек-дурачков, не понимающих, откуда берутся блага.
   Поэтому в процессе реализации психологической составляющей воспитательной работы следует как можно чаще обращать молодежь к мысли о будущей специальности как средстве будущего существования и как средстве удовлетворения потребности в деятельности, ибо безделие – это смерть (в качестве примера можно привести «бомжизм» как следствие разгульной и бездельной жизни в молодости).
   Необходимо в наших условиях всегда помнить об угрозе наркомании. Наркобизнес стал опасно активным и зачастую насильственно вовлекает детей в свою трясину.
   Самым лучшим способом противостояния этому страшному злу является создание дружного коллектива вне зависимости от возраста и спортивных регалий. Только дружная спортивная семья, способная встать на защиту любого ее члена, может обеспечить безопасность наших детей. Дети должны быть уверены, что секция их защитит от давления наркоторговцев, уже давно слоняющихся у наших школ и тем более на дискотеках.

12.2.2. Волевая подготовка

   Воля – это способность преодолевать витальные (жизненные, биологические) потребности в интересах стратегических соображений. Например: юноша определенное время ограничивает себя в еде для того, чтобы выступить в более легком весе и выиграть соревнование.
   При организации волевой подготовки необходимо учитывать период биологического развития, чтобы не перенапрячь витальные инстинкты.
   Весь процесс учебно-тренировочной работы сам по себе является процессом волевой подготовки, особенно в период подготовки и участия в соревнованиях.
   Большое значение в формировании базиса противостояния наркобизнесу имеет развитие общих волевых качеств. Необходимо привить чувство гордости каждого за свою способность противостоять сиюминутным прихотям, витально и социально значимым потребностям.

12.2.3. Эмоциональная подготовка

   Этот вид подготовки на самом деле и понимается тренерами, спортсменами как психологическая подготовка, обеспечивающая эффективную соревновательную деятельность, особенно в жестких конфликтных условиях.
   Основной задачей эмоциональной подготовки является повышение толерантности (уверенность в себе, устойчивость к сбивающим факторам) и избавление от фрустрации (боязнь, неуверенность).
...
   Э = П (Н–С),
   где:
   Э – величина эмоции;
   П – побуждение;
   Н – необходимая информированность;
   С – имеющаяся информированность.
   Эмоция – реакция на степень удовлетворения потребности.
   Эмоции излишни, если человек полностью информирован.
   Девиз: через технико-тактическую информированность – к уменьшению эмоций.
   Автоматизация действий снимает генерализацию возбуждения.
   Как правило, страх и неуверенность овладевают человеком тогда, когда он видит угрозу, но не знает ее меры и не видит путей, как ее избежать.
   Положительные эмоции для избежания опасности нужны тогда, когда не хватает умения.
   В спортивном и боевом аспекте эмоциональная подготовка заключается в том, чтобы снять астенические предстартовые эмоции.
   Необученный мозг во время стрессовой ситуации вынужден лихорадочно перерабатывать информацию, что влечет за собой выработку ацетилхолина в медитаторах и неспособность определенное время реагировать на поступающую информацию.
   Отрицательные эмоции приводят к:
        ● расстройству вегетативных функций вплоть до феномена доминанты Ухтомского (например: расстройство кишечника или моченедержание при возникновении страха);
        ● предстартовой лихорадке, приводящей к иссяканию ацетилхолина и возникновению ступора (шока);
        ● возникновению ригидности мышц (эффект циклопа).
   Положительные эмоции необходимо выработать для обретения уверенности в своих силах, в поднятии боевого духа. Девиз: «Учитесь властвовать собой».
   Основную роль в снятии отрицательных и приобретении положительных эмоций играет правильно поставленная технико-тактическая подготовка. Именно она решает вопрос приобретения психологической выносливости.
   Хорошо обученный мозг не тратит много энергии на переработку информации. Она проходит по заранее наработанным путям вместо лихорадочных поисков нужных путей.
   Таким образом, автоматизация технических и тактических действий снимает генерализацию (иррадиацию) возбуждения.
   В этом плане следует взять на вооружение высказывание дзэнского патриарха XVII века Такуана: «…победа может быть достигнута сочетанием твердости духа и концентрации воли с естественной свободой движений. Внутренняя «пустота», рассеянное сознание, не сконцентрированное ни на чем непоколебимое спокойствие, предельное самообладание – качества, обеспечивающие успех в бою».
   Для срочного снятия отрицательных психических эмоций производят:
        ● электростимуляцию;
        ● массаж.
   При организации долгосрочной эмоциональной подготовки используются:
        ● внушение, направленное на снятие ответственности за результат соревнований;
        ● привыкание к поражениям без «посыпания головы пеплом» с последующей психотерапией на оправдание объективными причинами и задачами на перспективу;
        ● коллективное внушение;
        ● самовнушение (медитация);
        ● предстартовые успокоительные аутотренинги;
        ● предстартовые настраивающие аутотренинги;
        ● психорелаксация после боя;
        ● самовнушение по методу Станиславского (представление своих действий и своего внутреннего состояния, войдя в образ спортсмена, представляющего пример умения и мужества).
   При организации индивидуализированной эмоциональной подготовки проводятся:
        ● специальные встречи с наиболее вероятными противниками в условиях пониженной ответственности;
        ● смена различных внешних эффектов, характерных для соревновательной обстановки;
        ● долговременная активирующая и релаксационная психотерапия.
   Самое главное, необходимо воспитывать в каждом философское отношение к своей социальной нише:
        ● оценивать ее объективность;
        ● не пытаться прыгнуть выше себя;
        ● не «посыпать голову пеплом» по поводу чьего-либо преимущества;
        ● жить так, чтобы при оптимальной нагрузке не перенапрягаться и не гнать себя к могиле.
   В значительной степени качество психологической настройки на соревновательный бой будет зависеть от того:
        ● как тхэквондист расценивает результат предстоящего боя?
        ● насколько эти результаты важны для него в социальном аспекте?
        ● насколько тхэквондист может снизить значимость данного боя?
        ● насколько тхэквондист философски расценивает фактор своей социальной ниши?
   Усвоив все вышеприведенные положения по обеспечению психологической устойчивости тхэквондиста, следует помнить, что наиболее эффективным средством снятия предстартовых отрицательных эмоций является большое количество условных боев (лучше по заданию), а на ранних этапах подготовки и без касания в ударе.
   Наше российское бахвальство своей храбростью в условиях ранней специализации чревато разрушением хрупкого здоровья молодого организма. Причем тренеру не следует идти на поводу у храбрящихся детей.
   Они только хотят казаться, но еще не могут быть!
   Особенно опасны в этом отношении родители. Индивидуальные беседы с ними в этом случае не только бесполезны, но и вредны для авторитета тренера.
   Целесообразней в этом случае уклоняться от индивидуальных бесед и объяснять истинное положение вещей перед всей аудиторией на родительском собрании, чтобы не переводить тему в русло индивидуальных взаимоотношений.
   Говоря об эмоциональной подготовке с социальных позиций, необходимо отметить ее значимость и в воспитании устойчивости к наркоопасности. Дело в том, что значительную часть втянутых в наркоманию составляют личности, имеющие высокий уровень притязаний, но низкий уровень возможностей.
   Желание «красиво» жить, не имея возможности заработать на такую жизнь, толкает одних на преступления, а других – на уход от действительности и «плавание» в своих наркотических мечтах.
   Поэтому надо с детства путем систематических коротких бесед внушать детям, юношам, подросткам и взрослым смысл биологической жизни, опасность и биологическую бессмысленность излишеств как в области питания, так и в области мира удовольствий. Необходимо на бытовом уровне внушать смысл поговорки: «Делу время – потехе час». Только тогда потеха будет удовольствием. Иначе неминуемо придет пресыщение имеющимся и появится тяга к различного рода излишествам и извращениям (пусть даже к преступному безделью).
Категория: ТХЭКВОНДО | Добавил: uchitel (26.01.2015)
Просмотров: 620 | Теги: Удары в тхэквондо, защита в тхэквондо, стили ведения поедин, тактика в тхэквон, борьба тхэквондо, ударные единоборства, атакующие дейтствия в тхэквонд | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СПОРТА

Форма входа

Полезные ресурсы


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru